Дистанционное обучение в условиях карантина: как его организовать?

Как происходит дистанционное обучение в школе сейчас

Путаница с платформами для проведения уроков. Даже в одном классе, учителя по разным предметам выбирают разные платформы. Хотя это можно было бы решить централизовано на уровне школы или хотя бы на уровне класса. А иногда доходит до маразма. Один и тот же педагог выбирает для, например, урока математики одну платформу, а для урока русского языка другую! Домашние задания кто-то присылает на электронную почту, а кто-то в электронный дневник. В whatsapp полная неразбериха, учителя в чатах с детьми пишут, что надо сделать. Дети идут к родителям с вопросом: «Как это делать?». А родители не в курсе, потому что в «родительском чате» этого нет. Начинаются разборки, кто виноват, куда смотрит родительский комитет и т.д. и т.п.

У педагогов дедлайны. Нужно до определенного времени отчитаться о проведенных уроках перед вышестоящим начальством. Подготовиться к урокам на следующий день. Приходится выслушивать недовольных родителей, что не добавляет ни работоспособности, ни настроения. Знакомо?

Для того чтобы эту ситуацию исправить нужно в первую очередь перестать искать виноватых.

Поймите, учителя не виноваты, что не могут провести полноценный урок. А родители не виноваты, что не могут подключиться к онлайн уроку. И тем более не виноваты дети, которые в этой ситуации пострадают больше всех.

В той ситуации, в которой мы внезапно оказались необходимо предпринимать меры, чтобы достичь цели обучения, чтобы наши дети продолжали получать знания вопреки чиновникам из департаментов образования.

Особенности дистанционного образования

Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учеников на расстоянии с сохранением всех элементов привычного образовательного процесса (теория, отработка, контроль, оценки). 
Тема дистанционного образования рано или поздно становится актуальной для любого учителя, и речь идёт не только о периодах карантина. Например, дети на домашнем обучении и дети-спортсмены постоянно нуждаются в удалённом взаимодействии с педагогом. Кроме того, современные цифровые сервисы для дистанционного образования помогают учителям вести дополнительные курсы, работать внеурочно с неуспевающими и одарёнными учениками.   
Для школ северных городов России дистанционное обучение — привычное дело. Ежегодно дети здесь остаются дома на несколько дней и даже недель при характерных низких температурах: -24–30 °С и ниже. Как рассказала наш спикер, учитель Наталья Павловна Ярославкина из Ханты-Мансийска (школа-сад № 7 и СОШ № 2), в чрезвычайных обстоятельствах педагоги   публикуют задания на сайте школы, переписываются с учениками по электронной почте и в соцсетях, записывают видеоуроки и проводят занятия по конференц-связи. Но остаётся ряд сложностей.

Проблемы дистанционного обучения:

  • повышенная нагрузка на учеников, 
  • частичное отставание от программы, 
  • отсутствие своевременного контроля результатов,
  • снижение контроля качества,
  • низкая мотивация учеников,
  • низкая плотность оценок,
  • повышенная нагрузка на учителя при возвращении на очное обучение (проверка накопившихся работ). 

Для устранения этих проблем учителя по всей России выбирают сервис «ЯКласс». Мы предлагаем не только самый большой задачник в мире (более 1,6 трлн уникальных заданий), но также весь функционал, необходимый для организации непрерывного образования вне школы. Преподаватель может разослать учебные материалы в соответствии с актуальным УМК, организовать промежуточный и итоговый контроль, отследить активность и успехи учеников, провести работу над ошибками, мотивировать, дифференцировать обучение в зависимости от способностей и потребностей каждого ребёнка. 

Представляем вашему вниманию короткую инструкцию, как отработать очередную тему учебного плана, оказавшись на карантине. 

Перечень образовательных ресурсов

В помощь учителям и ученикам предлагается большое количество развивающих ресурсов:

  • обучающие материалы: электронные учебники, тренажеры по школьным дисциплинам, InternetUrok, «Российская электронная школа», «Моя школа в online»;
  • сервис самопроверки и самоподготовки Myskills.ru;
  • сервисы «Яндекса»: «Яндекс.Уроки», «Яндекс.Репетитор», «Яндекс.Учебник», «Я Учитель»;
  • ресурсы издательства «Просвещение»: электронные учебники, вебинары, рабочие программы, олимпиады;
  • интерактивные образовательные платформы «Учи.ру», «Арзамас», «Летово.Онлайн», «Лекториум», «Универсариум»;
  • проекты по профориентации: «ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее»;
  • виртуальные коллекции Русского музея, Эрмитажа, мадридского музея Прадо, Лувра, Ватикана.

Суть дистанционного обучения

Дистанционное обучение дает возможность проведения уроков или семинаров без очного присутствия участников учебного процесса в одном месте, учебной аудитории. Существует несколько вариантов дистанционного обучения. Посредством проведения видеоконференций, т.е. живое общение и второй вариант — курс из последовательных видео уроков. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки, и оптимального варианта для всех может и не быть.

Основной недостаток дистанционного обучения детей заключается в том, что к нему оказались не готовы ни школы с учителями, ни дети с родителями. Казалось бы, чего проще, выбирай платформу для занятий, благо выбор есть. И проводи уроки как раньше. Но не тут то было. Оказалось, что пользоваться компьютерными программами не умеют ни учителя, ни дети, ни зачастую и родители. Кроме того рекомендованные департаментами образования, организованные за огромные государственные деньги, платформы не справляются с наплывом посетителей. И даже спустя три недели с момента закрытия школ повторяются ситуации, когда невозможно авторизоваться или подключиться к онлайн уроку, посмотреть домашнее задание и т.п.

За первые две недели дистанционного обучения огромное количество негатива вылилось на учителей, администрации школ и министров и руководителей департаментов образования. На последних, наверное, заслужено. Организация процесса дистанционного обучения нулевая.

Особенно много негатива у родителей учеников младших классов.

Что делать ученикам, у которых нет технической возможности для обучения онлайн?

В соответствии с рекомендациями порядок дистанционного обучения должен определяться индивидуально. Вопрос реализации обучения будет решаться в каждой конкретной школе по-разному. Возможно, что взаимодействие будет происходить путем обмена сообщениями с заданием, либо единичными звонками. В зависимости от технических условий предлагается три модели обучения:

1. реализация образовательной программы исключительно на основе дистанционных технологий (например через Skype);

2. применение дистанционных технологий с использованием различных средств связи и сервисов (для школ, где скорость интернета не позволяет проводить занятия в режиме реального времени);

3. посещение малокомплектных школ при строгом соблюдении всех санитарных требований (относится, в первую очередь, к сельской местности).

Вопрос реализации образовательных программ решается в каждой конкретной школе индивидуально. При выборе модели обучения организации должны учитывать наличие или отсутствие технической возможности у учеников.

Можно ли не платить за обучение, если ребенок обучается в частной школе?

На данный вопрос нет однозначного ответа. У всех организаций разные договоры и разный порядок оказания услуг. Частные школы, как и муниципальные, соблюдают единые требования. Во время карантина учреждения продолжают функционировать, а следовательно, платить за обучение придется, но возможно снижение стоимости оплаты услуг.

При оказании дистанционных услуг школы не несут расходы на питание и индивидуальную работу с обучающимся. Если в договоре об оказании образовательных услуг отсутствует положение о том, что договор действует при оказании дистанционных услуг, то родители могут попросить заключить дополнительное соглашение об уменьшении размера оплаты за обучение.

Для заключения дополнительного соглашения необходимо обратиться в образовательное учреждение или направить предложение заключить дополнительное соглашение об изменении суммы договора и проект дополнительного соглашения. Образовательная организация, получив такое предложение, должна рассмотреть его и в установленный договором срок (или в 30-дневный срок, если он не установлен в договоре) сообщить о согласии на внесение изменений или об отказе от изменения цены договора. При получении отказа родители вправе обратиться в суд за внесением соответствующих изменений в судебном порядке (ст. 451 ГК РФ).

Порядок организации дистанционного обучения не является достаточно регламентированным и вызывает много вопросов не только у учеников, но и учителей. Специально для урегулирования возникающих вопросов Минпросвещения России открыло горячую линию: +7 (800) 200-91-85.

Мария Самородова, юрист ООО Юсконсалт

Рекомендации по организации дистанционного обучения

Учителям:

Проводите онлайн уроки на одной платформе, которую выберите совместно с родителями. По собственному опыту можем рекомендовать две бесплатные платформы: Skype и Zoom. В этих платформах зафиксировано наименьшее количество проблем при использовании.

В Zoom есть ограничение в 40 минут на одну конференцию для бесплатной версии. Этого вполне достаточно для проведения урока, если он проходит организованно. Есть возможность записи урока, чат и голосовое общение. Если 40 минут мало, попробуйте предложить родителям перейти на платную версию. За 15$ в месяц (менее 1500 в мес, около 50 руб./день на ученика) без ограничения по времени можно проводить полноценные уроки.

Для Скайпа нет ограничений по времени, есть чат и голосовое общение. В отличие от Zoom иногда бывают сбои, и участника группового видеозвонка может «выкинуть» из группы.

Определитесь с расписанием и алгоритмом выполнения и отправки домашнего задания. Для младших классов актуально, чтобы ДЗ получали родители. Если Вы пользуетесь Электронным дневником, обязательно дублируйте ДЗ по почте или СМС. Лучше всего контактировать через представителя родителей, родительский комитет, например. Родительский комитет сможет аккумулировать вопросы и передавать учителю, экономя время и нервы.

Домашнее задание описывайте максимально подробно, чтобы не было разночтений. В заданиях, которые нужно выполнить письменно, укажите, что должно вы должны получить в результате, например: «Решить задач и примеры письменно в тетради, фото решения прислать в ЭД». Договоритесь с родителями как отправлять ДЗ, когда не работает ЭД. В случае использования эл.почты обязательно должна быть обратная связь.

Формат проведения занятий может быть разный, но помните, что урок онлайн значительно отличается от обычного урока. Хорошо зарекомендовал себя и успешно применяется формат вебинара. Когда ведущий на своем компьютере открывает, например, презентацию, а остальным участникам демонстрируется экран ведущего. Обратная связь может осуществляться голосом или с помощью чата. Если у Ваших учеников нет возможности участвовать в онлайн уроке, запишите видео своего урока. Тогда этот урок можно будет посмотреть позже, когда будет возможность, и Ваш ученик не отстанет от остальных. Такая функция есть в Zoom.

Родителям:

Наша с Вами задача организовать урок для ребенка. Нужно обеспечить подключение к выбранному онлайн сервису. Инструкции по подключению можно найти на сайтах этих сервисов или платформ. Для проведения качественного урока необходим более высокий уровень дисциплины, чем в классе. Функция учителя по поддержанию порядка ложится на родителей. Любые слова, произнесенные даже негромко в микрофон, накладываются на звуки от всех остальных и мешают слышать учителя. В идеале, педагог должен этим процессом управлять, чтобы одновременно говорил только один, чтобы для ответа «поднимали руку». Виртуально конечно. Дети быстро привыкают к такому порядку и в дальнейшем проблем с этим не возникает.

Домашние задания нужно стараться своевременно отправлять на проверку. С педагогов тоже спрашивают. Те самые люди, которые не смогли организовать это удаленное обучение. Если не успеваете сделать ДЗ в срок, не нужно нервничать и выливать свои негативные эмоции на педагогов или родительский комитет или тем более на ребенка. Напишите педагогу, объясните проблему и Вам наверняка пойдут на встречу. Помните, что это все временно и нужно в первую очередь нашим детям. Задания отправляйте по согласованному алгоритму, в ЭД или, если ЭД не работает, по эл. почте или другим способом. Когда Вы каждый раз в общих чатах начинаете возмущаться по поводу дебильного дистанционного обучения, лучше от этого не становится никому. Отдельным родителям следует следить за своими словами, до такой степени неуважительно они отзываются и о родительском комитете и о педагогах. Держите свои эмоции при себе и сосредоточьтесь на помощи своему ребенку.

Дистанционное обучение уже вошло в нашу жизнь и с этим нужно смириться. Обкатав сейчас варианты проведения уроков онлайн, в дальнейшем нам всем будет проще. Всем терпения!

Что такое карантин

Слово «карантин» переводится как «время, состоящее из сорока дней». Впервые карантин ввели в Венецианской Республике после начала массовых эпидемий бубонной чумы. В то время местные правители — дожи — потребовали задерживать все прибывающие в Венецию корабли в море на якорной стоянке на срок 40 дней для выявления среди прибывших моряков возможных очагов чумы. И это мудрое решение, в том числе, помогло спасти город.

Начиная с XVI века карантины стали вводить и на Руси. При получении известий о распространении болезней закрывали заставы и въезды в города, прерывали сообщение с зараженными регионами. А выявленные очаги инфекции просто уничтожали путем сожжения целых домов вместе с вещами и приусадебным хозяйством. Сейчас карантин стал более гуманным. Он заключается в изоляции здоровых людей от заболевших с целью предотвращения дальнейшего распространения заболевания.

Как адаптироваться

Дистанционный формат чаще всего непривычен для школьников. Вот несколько практических советов, которые помогут не растеряться и быстро встроиться в новый режим без потери знаний, от экспертов домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Под их руководством в школе прошли дистанционное обучение 2000 детей из 42 стран мира и 47 регионов России — и это только в этом году!

Настройте компьютер

Чтобы эффективно заниматься онлайн, понадобится хороший компьютер или ноутбук с высокоскоростным интернетом. По возможности приобретите отдельную гарнитуру с микрофоном. Так ребёнок сможет полноценно участвовать в голосовых и видеоконференциях и взаимодействовать с педагогом и одноклассниками.

Оборудуйте место для учёбы

Разберите всё ненужное на письменном столе. Тщательно организуйте папки, учебники, тетради. Подберите комфортный по высоте стул для ребёнка. Хорошо, если с ортопедической спинкой. Следите, чтобы школьник не забывал делать перерывы и не наклонялся слишком близко к экрану. 

Устраните отвлекающие факторы

Когда учишься дома, велик соблазн заняться чем-то другим — проверить телефон, открыть вкладку с Youtube, ответить на сообщения. Это мешает сконцентрироваться на уроках. Научите ребёнка отключать уведомления на время занятий. На компьютер можно установить ограничительные программы родительского контроля. С их помощью указанные сайты блокируются в определённый промежуток дня. Ещё полезна привычка засекать время по таймеру — 30 минут на просмотр видеолекции, 5 минут перерыв на разминку, 20 минут на задание из домашки и так далее. 

Повторяйте

Информация усвоится лучше всего, если вернуться к ней через какое-то время. Вот отличная схема для запоминания материала:

  • Первое повторение — через 15-20 минут после урока.
  • Второе — через 2 часа.
  • Третье — перед сном в день урока.
  • Четвёртое — утром на следующий день после урока.
  • Пятое — днём или вечером следующего за уроком дня во время выполнения задания.

С повторением карантин не страшен! 

Как перевести школьников и студентов на дистанционное обучение

Чтобы удаленные уроки органично встроились в общий образовательный процесс, организовывать их необходимо, учитывая правила дистанционного обучения на карантине в школе и в учреждениях среднего профобразования:

  1. Предварительно собрать сведения о наличии технических возможностей и необходимого оборудования у учеников. Продумать альтернативные формы обучения и контроля.
  2. Составить памятку для детей и родителей о методах и времени взаимодействия с учителем, способах отправки домашних заданий.
  3. Организовать рабочее время учителя и учеников с учетом допустимости нагрузки (ограничения времени работы за ПК). Распределить время между онлайн-конференциями, индивидуальными уроками, общением по телефону, другими формами, не ограничиваясь отправкой домашнего задания.
  4. Наладить визуальное взаимодействие с учениками, обеспечить эффект присутствия учителя. Организовать вебинар при дистанционном обучении в период карантина, индивидуальные/групповые консультации по скайпу, Zoom или с помощью других ресурсов.
  5. Продумать формы обратной связи.
  6. Не прерывать устоявшееся общение: организовать в мессенджерах общие чаты, создавать задачи для группового решения в документах с общим доступом.
  7. Наладить связь с родителями, привлекать активных к сотрудничеству и посильной помощи. Информировать пассивных родителей о расписании уроков, методах контроля.

Всем педагогическим работникам в период дистанционных занятий приходится максимально быстро адаптироваться к новой форме обучения.

В учреждениях среднего профобразования нет таких жестких требований к длительности занятий, больший упор делается на самостоятельность обучающихся. Разрабатываемое положение о дистанционном обучении во время карантина в техникуме или колледже должно предусматривать:

  • учебные дисциплины, которые можно изучать в свободном режиме;
  • требующие обязательного присутствия на онлайн-семинаре в определенное время (необходимо опубликовать расписание таких занятий).

На сайте нужно разместить инструкцию по настройке личного кабинета и получению логина/пароля. Образовательное учреждение само подбирает и рекомендует сервисы и онлайн-ресурсы. В компетенцию ОУ входят:

  • разработка тестов, организация аттестаций, сбор письменных работ, публикация объявлений;
  • перенос лабораторных занятий, практики на другое время;
  • перенос на следующий учебный год дисциплин, которые невозможно изучить с помощью дистанционных технологий;
  • обеспечение непрерывной обратной связи между участниками образовательного процесса;
  • назначение ответственного для консультации преподавателей и студентов по использованию дистанционных технологий во время занятий.

Минобразования и науки рекомендовало перейти на дистанционное обучение во время карантина в вузах, предусмотреть обучение по индивидуальному плану. На сайте ведомства размещены онлайн-курсы для изучения в рамках основных образовательных программ.

Завершение карантина

Продолжительность карантина зависит от заболевания, из-за которого он был введен, и его инкубационного периода: При возникновении подозрений на эпидемию ОРВИ, гриппа карантин вводят на срок от 3 до 7 дней. Если по истечению этого периода увеличение числа заболевших учеников не наблюдается, происходит возврат к нормальному режиму работы и учебы. Карантин в школе по пневмонии длится от 10 до 20 дней в зависимости от типа возбудителя (до 10 суток — при легионеллезе). В случае регистрации случаев коклюша, скарлатины, столбняка или дифтерии карантинный режим вводится на срок до 14 дней. Карантин по ветрянке, кори, краснухе, эпидемическом паротите вводят на срок до трех недель.

В школе по СанПиН окончание ограничительных мер происходит по приказу руководства. Но, если карантин затронул всю школу или несколько школ города, отменить его может только главный санитарный врач города. После завершения карантина школа должна разработать план ликвидации программного отставания. То есть в школе изменяется расписание занятий, а учебная нагрузка увеличивается, чтобы компенсировать пропущенные учебные часы. Иногда дети учатся по субботам, иногда им добавляют уроки, а иногда забирают дни от каникул.

Процесс перехода на дистанционное обучение

Рекомендуемые действия для администраций школ при массовом переходе на дистанционный формат:

Убедитесь в готовности детей и учителей к такой форме обучения — имеются ли необходимое оборудование и подключение к интернету, установлены ли нужные приложения

Выявите тех, у кого нет возможности обучаться онлайн, обдумайте другой формат работы с ними.
Составьте план работы во время дистанционного обучения и подробные памятки по наиболее важным вопросам: порядок взаимодействия, где искать домашнее задание, куда будете высылать видео, когда проходят видеоконсультации.
Обратите внимание на низкую эффективность отправки ежедневных заданий как единственного варианта. В начальной школе необходимо ежедневное общение учителя с учащимися

Записывайте видео или проводите видеоконференции.
Ученикам начальной и средней школы психологи рекомендуют сохранять привычный распорядок дня, чтобы дети не переутомлялись и по завершении карантина без стресса вернулись к привычной форме обучения.
По возможности, организуйте личное взаимодействие педагогов с учениками средних и старших классов посредством вебинаров, уроков по скайпу, индивидуальных видеоконсультаций. Несколько раз в неделю используйте соцсети, образовательные платформы.
Постарайтесь найти время в общем расписании для видеосвязи всего класса с классным руководителем. От взаимодействия с педагогами зависит успех всей школы. Учитель — ключевая фигура.
Наладьте обратную связь с использованием электронного дневника или электронной почты, сохраняйте всю историю общения. Проверяйте, как дети усваивают теорию. По результатам организуйте видеоконференцию и разбирайте ошибки.
Организуйте взаимодействие учеников между собой: групповые занятия, работу в совместном документе — групповом чате или гугл-доках.
Родителям рекомендуется активно контактировать со школой и включаться в образовательный процесс. Школам следует разработать правила дистанционного обучения на карантине в школе, внести в график и описать варианты взаимодействия с родителями, привлечь их к сотрудничеству и помощи.
Учителям рекомендуется мониторить активность учеников и родителей, менять инструменты и подходы, если необходимо. Упрощайте возникающие сложности и повышайте эффективность общения учителей и учеников.
Не расстраивайте, если что-то пойдет не так. Это новый опыт, для адаптации и перестройки учебного процесса требуется время. Спрашивайте детей, с какими трудностями они сталкиваются, что нравится больше всего. Обсуждайте с родителями организационные вопросы.

Пример: изучение систем уравнений в период карантина

Для наглядности рассмотрим освоение конкретного пункта учебной программы. На прошедшем вебинаре учитель математики топовой воронежской школы № 55 Мария Владимировна Беляева представила кейс по удалённой работе над алгебраической темой «Методы решения систем уравнений, содержащих переменную второй степени».

Обращаем ваше внимание, что сейчас действуют специальные условия на экспресс-подключение к расширенной версии сервиса — «Я+». Также доступна бесплатная апробация полной версии

Получить ответы на все интересующие вопросы по работе сервиса «ЯКласс» и по дистанционному обучению вы можете по телефону круглосуточной службы поддержки: 8(800)600-04-15

Хотите узнать больше? На нашем сайте вы можете легко зарегистрироваться на предстоящие вебинары и онлайн-конференции по самым актуальным темам образования. Общайтесь с коллегами в режиме реального времени! Каждый участник прямого эфира получает именной сертификат.

Техника и этика

После карантина и преподаватели, и студенты вернутся изменившимися. Форсированный переход на дистанционное обучение заставит пересмотреть принципы и подходы в педагогике высшей школы. Большой ошибкой будет преподавать сейчас тот же материал и теми же способами, которые планировались раньше, и в целом воспринимать онлайн-занятия как версию стандартных. Они просто другие, с другими правилами, этикетом и динамикой.

Первое и самое важное — избежать хаоса и четко настроить работу. Преподаватели вузов тех стран, которые перешли на дистанционное обучение раньше, чем Россия, советуют начать с письма с планом работ, правилами онлайн-этикета и списком онлайн-инструментов, которые будут использоваться

Технические средства должны быть минималистичными. Лучше всего обратиться к тем, которые уже используются (например, соцсети), не создавая дополнительных барьеров в виде новых платформ.

Среди наиболее полезных инструментов называют Zoom как самую стабильную платформу для видеосвязи, Perusall для совместного прочтения материалов, Google Docs и Google Slides для подготовки материалов, Figma для визуализации идей; в Panopto можно вставлять тесты в видео.

Касательно занятий онлайн эксперты советуют просить всех без исключения студентов включать видео, потому что так сохраняется ощущение нормальной встречи. Опыт Университета Цинхуа, который перешел на дистанционное обучение еще в феврале и преподает больше 4 тыс. курсов онлайн, подтверждает старый вывод: чем больше живого контакта и интерактивности в виде тестов, обсуждений, тем легче сохранять концентрацию.

Также хорошо начинать видеоконференцию за несколько минут до занятия, чтобы пообщаться со студентами, и какое-то время оставаться онлайн после занятия для того, чтобы ответить на вопросы.

При дистанционном обучении отсутствует «дисциплина пространства» университетского кампуса. К тому же чем больше ситуация будет эскалироваться, тем тревожнее себя будут ощущать и студенты, и преподаватели. Университеты разных стран, включая Китай, оказывают свою стандартную психологическую поддержку либо в форме курсов по психическому здоровью, либо в форме консультаций. Это обычно упоминается в официальном письме президента или ректора о переходе на удаленку.

Для российских университетов пандемия может быть хорошим поводом, собственно, запустить адекватные программы поддержки, которых никогда не было.

Ссылка на основную публикацию