Мтс начала оказывать услуги связи в вагонах метро

Особенности связи под землей

Сложности с покрытием станций и перегонов в метрополитене связаны с тем, что для установки оборудования компаниям необходимо проводить согласование. Метро это не только важный стратегический объект, и большая часть старых станций относятся к памятникам архитектуры.

При «освоении» подземки операторы прибегают к разным технологиям. Если на станциях и переходах просто устанавливаются антенны, обеспечивающие пассажиров доступом к мобильной связи, то с переходами все гораздо сложнее. 

Многие замечали, что сразу после отправления поезда от станции связь постепенно теряет свою мощность. Это связано с тем, что сигнал, получаемый от антенны на станции постепенно теряется, а учитывая повороты в тоннелях, обеспечить покрытие за счет оборудования только на платформах просто нереально.

Чтобы обеспечить покрытие внутри тоннеля, операторы прокладываю специальный отражающий кабель, который способен гарантировать уверенный прием во время движения поездов, и практически «бесшовное» переключение между разными антеннами.

Разумеется, что идеальным вариантом была бы установка оборудования на самих движимых составах, но это не только затратно с финансовой точки зрения, но и сложно выполнимо, учитывая, что свое оборудование необходимо установить на все вагоны не одному оператору.

И здесь стоит вспомнить опыт МТС, которому удалось в кратчайшие сроки полностью покрыть своей сетью 3G все станции и перегоны между ними. На территории метро в столице доступен интернет по Wi-Fi, предоставляемый операторов «Максима Телеком». Именно соглашение между компаниями позволило решить вопрос доступности 3G для абонентов МТС. 

На подвижных составах были установлены фемтосоты МТС, позволяющие через интернет обеспечивать покрытие. Однако у этой технологии есть одна особенность — таким образом можно обеспечить покрытие сотовой связи только стандарта третьего поколения. Именно поэтому строить сеть LTE МТС, как и все остальные операторы связи будет своими силами.

Однако, многие пользователи могут задаться вопросом, зачем нужен 4G в метро, если доступен бесплатный интернет по вай-фай? И вот здесь стоит отметить, что за его использование пользователи платят не только просмотром рекламы, которая прерывает привычное использование передачи данных каждые пятнадцать минут в пути. 

Не стоит забывать и про безопасность использования открытых сетей доступа в интернет, о чем оператор бесплатного интернета «Максима Телеком» напомнил всем своим пользователям весной 2018 года. Как удалось выяснить экспертам, данные всех пользователей сети находились в открытом доступе, и каждый желающий, и обладающий определенными знаниями, мог скачать их.

Компания довольно оперативно отреагировала на утечку данных, и заверила, что теперь вся клиентская информация зашифрована. Однако, саму суть проблемы в компании были вынуждены признать.

Напомним, что этой ситуацией в рекламных целях воспользовался оператор МегаФон. Сразу после появления новости, оператор предоставил своим абонентам безлимитный и бесплатный доступ на использование мессенджеров, соцсетей, и музыкальных ресурсов в столичной подземке.

Секрет «Мегафона»

Тем не менее, в конце 2017 г. «Мегафон» объявил, что связь четвертого поколения (4G) стандарта LTE в диапазоне 800 МГц теперь обеспечена и внутри тоннелей кольцевой линии.

Для проведения 4G в тоннелях метро «Мегафон» использовал кабель сети спецсвязи ЕРИС-М

Как следует из технической документации «Мегафона», для этого компания использует кабель сети ЕРИС-М. ЕРИС-М — транкинговая радиосеть стандарта Tetra, построенная для нужд спецпотребителей в рамках столичной программы «Безопасность на наземном городском общественном транспорте и в метрополитене на 2004-05 гг».

Сеть ЕРИС-М была построена столичным правительством, ее стоимость в 2007 г. оценивалась в 1 млрд руб. Департамент имущества Москвы передал сеть в хозяйственное ведение метрополитену. Из технической документации следует, что оператор МТС, который строит сеть в метро вместе с «Мегафоном», также может использовать подключение к ЕРИС-М.

Два источника на телекоммуникационном рынке подтвердили CNews, что «Мегафон» использует возможности сети ЕРИС-М. Один из них недоумевает, почему городское имущество было передано в аренду «Мегафону» без проведения конкурса.

Другой источник говорит, что руководство метрополитена само вынудило операторов использовать ЕРИС-М, отказав в возможности прокладывать собственные сети. При этом данное решение неидеально: излучающий кабель работает на частоте 450 МГц (частота стандарта Tetra) и может использовать только еще для одного дополнительного диапазона — 800 МГц.

Сеть связи стала причиной аварии метро

22 января 2018 г. на Арбатско-Покровской линии московского метрополитена произошел сбой: в течение часа поезда не ходили или ходили с увеличенным интервалом. Пассажиров, застрявших между станциями Щелковская и Первомайская, пришлось эвакуировать из тоннеля. Официальной причиной была названа проблема с кабелем связи.

Источник CNews среди технического персонала метрополитена говорит, что причиной аварии стало столкновение подвижного состава с волноводом. В результате был поврежден кронштейн, в котором находились кабели для сети связи между подвижными составами и для сети ЕРИС-М, и произошло короткое замыкание.

4G не должно помешать спецслужбам

В пресс-службе «Мегафона» заявили, что Закон «О защите конкуренции» позволяет операторам связи арендовать государственное и муниципальное имущество без проведения конкурсов. Сам же излучающий кабель обладает широкими возможностями по поддержанию большого количества радиосигналов от систем в различных диапазонах частот, таким образом, его использование в интересах технологии LTE ни в коей мере не ограничивает функциональных возможностей для систем диспетчерской связи или правоохранительных органов (TETRA).

«Это решение позволяет реализовать масштабный инфраструктурный проект для города и метрополитена, — заявили в «Мегафоне». — Здесь активно реализуется принцип совместного использования инфраструктуры, что позволит пассажирам получить доступ в интернет на высоких скоростях. Более того, часть функциональных возможностей создаваемой инфраструктуры LTE предполагается задействовать для выполнения задач охраны метрополитена, технологической телематики, служебной радиосвязи и других».

В МТС ограничились комментарием, что компания обеспечивает пассажиров московского метро голосовыми сервисами и мобильным интернетом при помощи нескольких технологий: базовых станций, собственного излучающего кабеля, а также при помощи фемтосот, который расположены в вагонах метро и обеспечивает покрытие сети 3G при движении в туннелях.

Проблема со связью между станциями метро

В распоряжении CNews оказалась техническая документация относительно модернизации «Мегафоном» сети сотовой связи в московском метро. Документация дает ответ на вопрос, каким образом оператор смог обеспечить связь не только на станциях, но и в туннелях метрополитена.

Исторически из «большой тройки» сотовых операторов связь внутри тоннелей московского метро обеспечивал, в основном, «Вымпелком». Оператору удалось проложить излучающий кабель внутри перегонов метро в середине 2000-х годов.

По словам источника CNews на телекоммуникационной рынке, другие операторы пытались договориться с «Вымпелкомом» об использовании его кабеля, но оператор им в этом отказал. Впрочем, кабель «Вымпелкома» обеспечивает работу сети GSM и подходит для голосовой связи, но не для мобильного интернета.

Также в 2009-2010 г.г. компания МТС смогла покрыть сетью сотовой связи третьего поколения (3G) перегоны на трех ветках метро: Кольцевой, Сокольнической и Таганско-Краснопресненской.

Собственный кабель внутри туннеля операторам прокладывать дорого: это стоит 2,5 млн — 3 млн руб. за 1 километр. Кроме того, как говорит собеседник CNews, в последние годы операторам не удавалось договориться об этом с метрополитеном. По его словам, затруднения начались после смены руководства метрополитена в 2011 г., когда были введены повышенные тарифы на размещение оборудования связи.

Метаморфозы подрядчика столичного метро

Интересной выглядит история подрядчика по строительству сети ЕРИС-М. Первоначально им была созданная в 2000 г. компания «Юсттелеком». Компания на 91% принадлежала ООО «Спецтелеком», на 9% — госпредприятию «Телекомгуин» (оператор связи бывшего Управления исполнения наказаний Минюста).

В свою очередь, «Спецтелеком» как минимум с 2009 г. по 2014 г. принадлежал Науму Казовскому. Казовский автор ряда патентов по технологиям связи и безопасности в метро. Один из источников CNews говорит, что он в 2000-х годах был начальником связи московского метрополитена.

В 2011 г. ОАО «Юсттелеком» было присоединено к брянской ОАО «Содействие». В свою очередь, эта организация была присоединена к компании со схожим названием, но иной формой собственности – ООО «Содействие», которая затем была ликвидирована.

В то же время в 2008 г. было зарегистрировано ЗАО «Юсттелеком» — то есть компания с аналогичным названием, что и подрядчик московского метро, но с иной формой собственности. Она на 90% принадлежит кипрскому офшору «Корнетворкс холдинг», на 10% — ее гендиректору Александру Дробышевскому. Он же был гендиректором ОАО «Юсттелеком». Упомянутый офшору «Корнетворкс холдинг» в 2007 г. учредил компанию «Корпорация ИТ», которая с 2013 г. принадлежит Казовскому.

Именно ЗАО «Юсттелеком» в последние годы выигрывал тендеры на расширение сети ЕРИС-М. Общая сумма этих тендеров составила 85 млн руб. Также Дробышевский руководит еще одной одноименной организацией — ООО «Юсттелеком», в которой он является еще и совладельцем. В «Юсттетелкоме» не ответили на запрос CNews.

  • Короткая ссылка
  • Распечатать

Как мы замеряли стабильность сети

Мы на iPhones.ru любим факты. Поэтому качество сигнала сети замеряли прямо со смартфона. Для этого использовали скрытое инженерное меню: оно вызывается командой *3001#12345#*. Далее по меню: LTE -> Service Cell Measurement.

Пункт rsrp0 расшифровывается как Reference Signal Received Power – уровень мощности получаемого сигнала на смартфоне с сотовой вышки. Чем выше цифра, тем лучше смартфон ловит сигнал оператора в данный момент.

С этим меню мы проехали через все станции наших маршрутов. Замеряли результаты в каждом перегоне и на каждой остановке, не выходя из вагона. Затем высчитали средние цифры помех, а также моменты полной потери сигнала.

Из почти 50 станций самых разных веток лишь на одной мы потеряли сигнал полностью. Оказалось, что там ни один оператор не ловит.

Ссылка на основную публикацию